Философия и религия Китая

Основные философские системы Китая возникли примерно за 5 веков до н.э. Буддийские монахи Главные философские учения Азии со временем приобрели статус религий, излагавших их в наиболее упрощенной форме. Эти религии, в отличие от западных, не имели строгой церковной иерархии, предписывающей верующим, как им следует мыслить и поступать. Религия в Азии - дело сугубо личное, возможность установить связь со своими божествами. Почти в каждой религии существует множество богов и богоподобных существ, имеющих особую специализацию. Основателей религий в Азии почитают как мудрецов, а отнюдь не богов.

В отличие от христианства или ислама азиатские религии никогда не прибегали к миссионерству и не насаждались огнем и мечом. Для религиозной жизни Восточной Азии характерна атмосфера веротерпимости. В последние 50 лет отношения между государством и общинами верующих в Китае складывались совсем иначе. Тем не менее интерес к религиям и религиозной жизни здесь, несомненно, сохранился.

Сейчас в Китае насчитывается 28 млн. мусульман, 3 млн. католиков и 1 млн. протестантов. Несколько тысяч православных (не только русских по национальности) живут в Синьцзяне, Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.

Конфуцианство Конфуций

Формально конфуцианство не является религией, ибо в нем никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воздействия на сознание и поведение народа оно успешно выполняло ее роль. Есть и еще одно коренное отличие конфуцианства от мировых религий. Идеи Конфуция - это слово не Всевышнего, а земного человека.

Строгая социальная иерархия и моральные правила - основные принципы учения Конфуция, родившегося в 551 г. до н. э. в семье незнатного ученого в княжестве Лу (современный Шань-дун). Согласно Конфуцию в основе общества лежат «пять отношений»: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями и, наконец, друзьями. Равноправными могут быть лишь отношения между друзьями. Во всех остальных случаях младший партнер обязан повиноваться старшему, ожидая его благосклонности. Конфуцианская мораль проповедует «пять добродетелей»: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Это, в принципе, относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе они вправе свергнуть его. Учение Конфуция получило дальнейшее развитие у его учеников, прежде всего у Мэн-цзы. Значение конфуцианства резко возросло, когда династия Хань, интерпретировав по-новому, сделало его официальной идеологией. Подвергшись новому переосмыслению в эпоху Сун, оно приняло ортодоксальную форму. Учение Конфуция было и остается одной из авторитетнейших этических систем, определившей параметры формирования мышления и национального характера китайцев. Конфуцианству следует сейчас 200-300 млн. человек, называя его своим образом жизни.

Даосизм Лао-цзы, основатель даосизма

Почти в одно время с Конфуцием жил мудрый отшельник, которого звали Лао-цзы («старый ребенок»). Он считается основателем даосизма. В отличие от конфуцианства, интересовавшегося сферой общественных отношений, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Он учит следовать дао (кит. -путь), мудрым отношениям человека с другими людьми и Природой. Ключевое понятие даосизма - у вэй (недеяние), означающее не бездействие, а жизнь, не нарушающую гармонию окружающего мира. Символ инъ-ян показывающий, что каждый элемент несет в себе зерно своей противоположности

Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма. Идеи даосизма повлияли, прежде всего на людей творчества. Традиционная живопись изображает изменчивую природу, пейзажи, на которых человек едва заметен. Традиционная медицина также основана на принципе гармонии человеческого тела. Тесно связано с даосизмом и учение о противоположных началах - инъ и ян. Инъ означает женское начало, слабость, тьму, холод, пассивность, север, четные числа и т. д. Выражением ян считаются: мужское начало, сила, свет, тепло, активность, юг, нечетные числа и пр. Единство обоих начал создает совершенное целое. Знаменитый символ инъ-ян показывает также, что каждый элемент несет в себе зерно своей противоположности.

Буддизм Будда Шакьямуни

Буддизм, проникший в Китай в 65 г. н. э., вскоре получил широкое распространение. Новое учение соответствовало китайскому мышлению, и из индивидуальной религии превратилось в семейную веру.

Его основатель Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э.), почитаемый в качестве Будды Шакьямуни, был индийским принцем, скитавшимся по свету в поисках истины. Однажды под деревом бодхи он достиг просветления, познав, что человеческая жизнь - это бесконечное страдание, вызываемое страстями и невежеством. Гуань-Инь - богиня сострадания Путем познания и отречения от страстей человек может подняться на более высокую ступень и, вырвавшись из круговорота все новых рождений, достичь нирваны. Самыми известными учениями буддизма являются Хинаяна («Малая Колесница») и Махаяна («Большая Колесница»). Принцип Хинаяны заключается в том, чтобы отказаться от причинения вреда живым существам, в то время как принцип Махаяны - действовать на благо живых существ, т.е. стать Ботхисаттвой. В Китае почитают бодхисаттву Гуань-Инь, богиню сострадания. Ее изображают либо с поднятым к небу указательным пальцем, либо с сосудом святой воды в руках, либо сидящей в позе медитации, с девятью головами и тысячью рук (символ милосердия). Майтрейя, Будда будущего, который должен прийти в мир через 4000-5000 лет после исторического Будды Гаутамы, по китайским представлениям воплотился в X в., став монахом Ци Цы. Его изображают в виде Милэфу, улыбающегося толстяка.

Особым направлением является чань-буддизм (в японском прочтении дзен-буддизм), где отсутствует институт монастырей и достигать просветления можно не отрываясь от повседневных дел. Всего в Китае насчитывают свыше 300 млн. человек, так или иначе связывающих себя с буддизмом.